Сайт проекта

Кодек Nellymoser Asao, разработанный компанией Nellymoser Inc., является проприетарным одноканальным кодеком, который оптимизирован для передачи аудио данных на низких битрейтах.

Звуковые данные сгруппированы во фреймы по 256 сэмплов. Каждый фрейм представляет собой частотную выборку, в которой содержатся наиболее значимые частоты (с наибольшей амплитудой). Количество частотных полос выбирается для кодирования, остальные отбрасываются. В битовый поток затем кодируются данные о каждом фрейме, какие полосы частот используются и каковы их амплитуды. Этот кодек не принимает во внимание действительную частоту дискретизации и имеет фиксированную степень сжатия.

Применение во Flash технологии

В марте 2002-го Nellymoser Inc. анонсировала, что Macromedia приобрела лицензию на их программное обеспечение для сжатия голоса и аудио, чтобы сделать его частью FlashMX и Macromedia Flash Player 6. Ныне Macromedia — это Adobe Systems. Кодек Nellymoser Asao стал частью Flash-плагина, начиная с 6 версии, которая была выпущена в 2003 году. Кодек был оптимизирован для кодирования в реальном времени аудио данных с низкой задержкой. Пользователи Flash Player при записи аудио со своих микрофонов использовали именно этот кодек и у программистов на Flash не было возможности предложить какой либо другой. Так было, пока не появился Flash Player 10 в 2008 году, который поддерживал дополнительно открытый кодек Speex. Частота дискретизации может контролироваться программистами Flash для увеличения и уменьшения битрейта и, соответственно, качества кодирования. Кодирование происходит на клиентском компьютере и затем пересылается через RTMP протокол, разработанный компанией Adobe, на RTMP-сервер.

Использование в других технологиях

После релиза Flash Player 6 в 2003 году, не было бесплатного, или открытого программного обеспечения для кодирования и декодирования аудио в формате Nellymoser. Компания Nellymoser Inc. продавала декодер за тысячи долларов США.

В марте 2006-го люди из Adobe System опубликовали в новостях разработки Flash Server’а информацию о готовящейся к выпуску утилиты для конвертирования FLV аудио (в том числе и Nellymoser аудио) в форматы MP3 / WAV. В июле 2006-го Adobe сообщила о том, что они не имеют возможности выпустить FLV / MP3 конвертер из-за ограничений лицензионного соглашения Nellymoser. Они могли предлагать эту утилиту только вместе с лицензионными копиями Flash Media Server.

В 2007 году был создан проект «nelly2pcm». В 2008-м этот проект был удален из Google Code из-за нарушения авторских прав (U.S. Digital Millennium Copyright Act). Были также другие попытки создать бесплатный декодер формата Nellymoser. Некоторые использовали очевидную «обвязку», которая заставляла Flash OCX воспроизводить аудио быстрее (например, 1 к 4), которое перенаправлялось на аудио выход и затем кодировалось в MP3. Этот метод не использовал лицензионный кодек Nellymoser.

В сенятбре 2007-го, патч, основанный на проекте «nelly2pcm» был отправлен на почту разработчиков мультимедийного фреймворка FFmpeg. В октябре 2007-го патч был добавлен в FFmpeg SVN репозиторий. Таким образом, с декабря 2007-го, проект с открытым исходным кодом FFmpeg обзавелся поддержкой кодирования и декодирования формата Nellymoser Asao. Стабильный релиз (версии 0.5) с поддержкой Nellymoser был выпущен 10 марта 2009 года.